Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новости проекта
Скидки для пользователей Schools.by в магазине 21vek.by
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Вашему ребёнку были оказаны гувернёрские услуги?
Всего 0 человек
Голосование
Нравится ли Вам сайт нашего дошкольного учреждения
Всего 40 человек
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал адаптационную группу?
Всего 11 человек
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал дежурную группу?
Всего 11 человек
Голосование
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал вечернюю группу?
Всего 11 человек
Голосование
Какую образовательную услугу сверх содержания учебной программы дошкольного образования Вы хотели бы, чтобы посещал Ваш ребёнок?
Всего 21 человек

ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТСТВА

Дата: 23 октября 2016 в 20:12, Обновлено 10 января в 20:08

Уважаемые родители!
 
В  ГУО "Красносельсий ясли-сад №2» работает  

педагог социальный
Ф.И.О. специалиста: Улас Валентина Александровна
Образование: высшее, высшая квалификационная категория педагога социального .


 

Основными задачами деятельности педагога социального являются следующие:
· защита прав и интересов учащихся;
· обеспечение социально-педагогической поддержки и помощи семье в развитии и воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других специалистов;
· работа с семьями различных категорий учёта (многодетные, неполные, опекунские, СОП и др.);

.организация учета учащихся, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются в опеке (попечительстве), находятся в экстремальных ситуациях и принятие адекватных мер по оказанию им социально-педагогической помощи и поддержки;
·работа по профилактике и предупреждению среди родителей правонарушений, преступлений, пьянства, токсикомании, наркомании, СПИДа и т.д.;
·пропаганда и содействие внедрению среди учащихся  и их семей здорового образа жизни;
·социально-педагогическая помощь и поддержка учащихся с особенностями умственного и физического развития, способствующая  их социальной адаптации в обществе.
·содействие становлению и развитию у детей общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил поведения в обществе, внутренней потребности в самовоспитании и самоконтроле;
·оказание помощи воспитанникам в организации различных видов социально значимой деятельности, свободного времени, оздоровления;
· консультационная социально-педагогическая помощь родителям, педагогам;
·взаимодействие в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, заинтересованными ведомствами и учреждениями, общественными организациями.

Если у Вас возникли вопросы, или Вы хотите получить консультативную помощь по социально-правовым аспектам прошу обращаться лично  или по телефону 6 86 03

      СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ

 К сожалению, семейное насилие является достаточно распространенным явлением в нашей жизни. Причем, оно часто не воспринимается и не расценивается как насилие всеми участниками этого процесса. Такой вопиющий случай, когда взрослый человек насилует или избивает ребенка, квалифицируется окружающими как насилие. Во многих других случаях насильник не считает, что он совершает насилие, жертва не осознает, что подвергается насилию, и свидетель не понимает, что же он наблюдает.

       Вот несколько типичных примеров.

       1. Супруги поссорились, муж избил или поранил жену в порыве гнева. Это что? Физическое насилие? Многие удивились бы такой формулировке и сказали бы: «Семейное дело, с кем не бывает, ну повздорили, милые дерутся…».

       2. Ребенок плохо себя ведет. Родители его бьют (или кричат, или оскорбляют, или обзывают…). Их позиция: «Мы его воспитываем».

     Домашнее насилие: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие, совершаемое интимным партнером или членом семьи.

           Физическое насилие: избиение, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы и т.д.

         Сексуальное насилие: непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, изнасилование, в том числе мужем, отказ использовать контрацептивные средства, беременность по принуждению, инцест и т.д. 

     Словесное и психологическое насилие: оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань, пренебрежительное отношение, игнорирование мнения женщины, неоправданная ревность и т.д.

           Экономическое насилие: запрещение на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества для жизни, сокрытие доходов и т.д.

            То, к чему стремится домашний насильник – это власть и контроль над другими членами семьи. Для этого он может запугивать, оскорблять, угрожать, принуждать, внушать чувства страха, стыда, вины и использовать другие манипулятивные и насильственные стратегии.

             Как распознать такого человека?

         Существует набор черт характера и особенностей поведения человека, способного к проявлению насилия в семье.

            Это:

         1. Чрезмерная ревность. В начале отношений она может восприниматься как подтверждение любви.

     2. Контроль. Его вначале часто воспринимают как заботу о себе, о своей безопасности.

       3. Быстрая связь. Многие женщины, впоследствии подвергшиеся избиению, встречались со своими будущими мужьями менее 6 месяцев. Мужчина заявлял о своей любви с первого взгляда, льстил женщине, что она единственная.

      4. Обвинение других в возникновении у него негативных чувств и проблем «Ты толкаешь меня на это…. Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу….».

        5. Нереальные ожидания, завышенные требования к супруге (-у).

        6. Проявляемая грубость по отношению к животным или детям.

        7. Оскорбление словом.

        8. Ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку.

       9. Убеждение, что мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи, у него вся власть и контроль.

   10. Высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения.

         11. Сочетание высокой импульсивности с низким самоконтролем.

         12. Неспособность принять ответственность за совершенные действия.

         13. Постоянное употребление алкоголя, психоактивных веществ.

         Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. Не дома, так в школе кричали, пугали угрозами страшными. К сожалению, типичная ситуация нашего детства сопровождается домашним насилием чуть ли не каждый день.

         Нужно заметить, что стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия. Более того, исследования показали, что, одинаково травматично быть и жертвой и свидетелем насилия.

     Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. Они характеризуются беспокойством, тревожностью, нарушениями сна, длительно сохраняющимся подавленным настроением, склонностью к уединению, чрезмерной уступчивостью, заискивающим, угодливым поведением. Могут реактивно формироваться различные соматические заболевания, такие как, ожирение, резкая потеря веса тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.

В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства у ребенка являются симптомы повышенной возбудимости. Это раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, а не с реальным насилием. Говорят, напуган – вполовину побит. Небитый ребенок просто удивится.

          Пережитое насилие приводит к формированию заниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, то ребенок верит в то, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Такая низкая самооценка приводит к тому, что он перестает стремиться к успеху и искать доброе отношение к себе. Затем следует либо смирение со своей беззащитностью и появление покорной жертвы, либо яростный протест против этого – и появление агрессивного насильника. Пережитый опыт насилия учит ребенка это насилие совершать, правда, теперь по отношению к более слабым и беззащитным. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия. «За что батька, за то и детки».

          Итак, получается замкнутый круг: насилие порождает насилие. Где есть насилие, там есть жертвы. Участники треугольника насильник-жертва-свидетель воспроизводят эти роли в следующих поколениях и/или с другими людьми. Мало кому удается избежать этого самостоятельно, без специальных усилий или специальной помощи. 

           А как выглядит семья без насилия?

       Вот правила, по которым строятся здоровые отношения с близкими в семье без насилия

      1. Проблемы признаются и решаются.

     2. Поощряются свободы: свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества.

    3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

     4. Члены семьи могут удовлетворять свои собственные потребности.

     5. Родители делают то, что говорят.

     6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

     7. В семье есть место развлечениям.

     8. Ошибки прощаются, на них учатся.

     9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.

     10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

      Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

      Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!».

        В РЕШЕНИИ проблем НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Вам ПОМОГУТ:

    Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.

        Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться за медицинской помощью, «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.

     Общественные объединения, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь.

          НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

    В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

           ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

          Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

       Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

       В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

          КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

         Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

          КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ.

          Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

       При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

      Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

          Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

       Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

        Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

          Статья 80. Лишение родительских прав

    Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

        Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

        При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

     При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

   О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

       Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

    Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

Декрет Президента Республики Беларусь №18

 «О дополнительных мерах по государственной защите детей

в неблагополучных семьях»


 

Информация для размышления:


 

Защитить детей от собственных родителей, призвать родителей к совести – это основные постулаты Декрета № 18. Он был принят в 2006 году. Положения Декрета направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышение ответственности родителей, не выполняющих конституционных обязанностей по воспитанию своих детей.


 

 Согласно Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях,   повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, в соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение (помещение в детские интернатные учреждения, детские дома семейного типа, опекунские семьи и т.д.) в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи, с чем они находятся в социально опасном положении.

При наличии оснований, указывающих на нахождение детей в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних, по месту жительства ребенка в трехдневной срок принимает решение о признании ребенка, нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещения ребенка на государственное обеспечение. О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется прокурор. Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка.

Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

      Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае:

-     отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;

 -     отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;

-      лишения их родительских прав;

-      нахождения их в розыске, лечебно – трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;

-    отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.

Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в ОВД и орган государственной службы занятости по месту постоянного жительства обязанного лица. 

Работа обязанных лиц, осуществляемая по постановлению суда, прекращается после полного возмещения расходов по содержанию детей либо после самостоятельного трудоустройства этих лиц на работу с заработной платой, превышающей заработную плату по предоставленному месту работы.

Комиссия по делам несовершеннолетних не позднее 5-месячного срока со дня отобрания проводит оценку ситуации в семье и принимает решение:

- о возврате несовершеннолетнего в семью (если отпали причины неблагополучия);

- об обращении в суд с иском о лишении родительских прав.

Выбери жизнь без наркотиков

         Проблемы наркомании и незаконного оборота наркотиков актуальны не только для отдельно взятого региона. На сегодняшний день масштабы распространения этого вида преступности для многих стран представляют собой угрозу национальной безопасности, подрывают их экономические и социальные устои.

В Республике Беларусь наиболее значимые изменения в наркоситуации произошли в последние три года. Этот период характеризовался кардинальной перестройкой наркотического рынка страны, увеличением числа наркопотребителей и снижением их возраста.

Основным фактором, повлекшим существенное обострение ситуации, стало распространение новых видов психоактивных веществ, в том числе разного рода курительных смесей и их реагентов.

Тенденции, преобладавшие в стране в последние несколько лет в сфере наркоконтроля, постепенно изменяются, как в конъюнктуре наркорынка и среди категорий лиц, вовлеченных в наркопреступность, так и в практической деятельности правоохранительных и иных заинтересованных государственных органов. Ситуация, складывающаяся в настоящее время, контролируема и достаточно стабильна.

С целью недопущения дальнейшего распространения наркомании основные усилия подразделений наркоконтроля республики в 2016 году и настоящее время сосредоточены на пресечении преступной деятельности наркосбытчиков, выявление и перекрытие каналов поставки и транзита наркотиков, обнаружение и ликвидацию подпольных нарколабораторий, изъятие из незаконного оборота особо опасных синтетических психотропных веществ.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» значительные усилия направлены на формирование полномасштабной системы профилактики наркомании, а также социальной реабилитации наркозависимых лиц.

В результате предпринятых практических мер в течение 2016 года и настоящее время сохраняется положительная динамика по стабилизации наркоситуации в стране. Органами внутренних дел выявлено почти 6,4 тыс. наркопреступлений, из них 2,8 тыс. связаны со сбытом.

Географическое расположение нашей страны активно используется организаторами международного наркотрафика как в качестве рынка сбыта наркотиков, так и их транзитного перемещения.

В настоящее время основной страной-поставщиком наркотиков и психотропов в Республику Беларусь, непосредственно для внутреннего сбыта, продолжает оставаться Российская Федерация, с территории которой ввозятся преимущественно гашиш, марихуана, амфетамин и иные психотропные вещества.

В ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий в прошедшем году пресечено 42 канала поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. Возбуждено 61 уголовное дело за незаконное перемещение наркотиков через Государственную границу Республики Беларусь.

В рамках возбужденных уголовных дел из незаконного оборота изъято более 380 кг наркотических средств и 45 кг психотропных веществ. Установлена и пресечена деятельность 6 подпольных нарколабораторий. Кроме того, выявлено 28 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений.

Учитывая увеличение сроков лишения свободы за организацию нарколабораторий (до 20 лет), а также необходимость приобретения и транспортировки прекурсоров, что само является уголовно-наказуемым деянием, наркопреступниками в прошедшем году сделан акцент на выращивание наркосодержащих растений в условиях специально приспособленных помещений, требующих незначительных финансовых затрат и знаний технологий.

За нарушение правил оборота семян мака в истекшем году составлены административные протоколы в отношении 133 лиц. Из незаконного оборота изъято более 23 тонн семян мака, наложено штрафов на сумму почти 190 тысяч белорусских рублей, возбуждено 139 уголовных дел по фактам незаконного оборота семян мака с примесями маковой соломы, конфисковано 18 автомобилей.

Существенное влияние оказала угроза реального лишения свободы за повторное появление в состоянии наркотического опьянения либо употребление психоактивных веществ в общественном месте. За совершение административных правонарушений в сфере противодействия наркомании, предусмотренных Декретом №6 и вступившими в силу в августе 2016 года изменениями и дополнениями в Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП), составлено 1468 административных протоколов, наложено штрафов на сумму более 175 тысяч белорусских рублей. За повторное в течение года появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения и потребление наркотиков возбуждено 35 уголовных дел.

В связи с возросшим числом случаев распространения и потребления, особенно в молодежной среде, некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания («насвай», «снюс» и другие) по инициативе МВД КоАП дополнен статьей 16.10, которая предусматривает ответственность за незаконные действия с такими некурительными табачными изделиями.

В ходе проведения комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения на территории республики «насвая», в 2016 году из незаконного оборота изъято 1,8 тонны данного вещества, составлено 274 административных протоколов.

Благодаря принятым мерам снизилось количество отравлений психоактивными веществами, почти в три раза – допущенных несовершеннолетними. С начала 2015 года факты гибели детей и подростков вследствие отравлений не фиксировались.

Продолжена положительная тенденция снижения количества выявленных наркопреступлений, совершенных с участием несовершеннолетних (-50%).

Также уменьшилось количество наркопреступлений, совершенных ранее судимыми (-14%).

Силами подразделений по наркоконтролю в 2016 году продолжена активная работа по пресечению распространения психоактивных веществ с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Корректировка законодательства, регламентирующего деятельность в Интернет-среде, позволила максимально быстро блокировать основные ресурсы, посредством которых осуществлялось распространение психоактивных веществ.

Проведенными мероприятиями пресечена деятельность 108 Интернет-магазинов, созданных для реализации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Ограничен доступ к 23 сайтам, содержащим сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, заблокировано более 580 кошельков электронных денег, использовавшихся наркодельцами для хранения преступных доходов.

Перечисленные меры, а также привлечение к уголовной ответственности подавляющего большинства участников преступных групп, осуществлявших сбыт психотропных веществ посредством сети Интернет, позволило существенно снизить оборот денег в указанной сфере, что привело к резкому сокращению количества интернет-магазинов и, в целом, привело к уменьшению числа интернет-площадок по продаже наркотиков, работающих на территории страны.

Министерством связи и информатизации продолжена системная работа по ограничению доступ к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, содержащим пронаркотический контент. Одновременно МВД Республики Беларусь нормативно урегулированы вопросы, касающиеся порядка уведомления Министерства информации Республики Беларусь о необходимости ограничения доступа к указанным ресурсам, размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

Внесенные Национальным банком Республики Беларусь дополнения и изменения в Правила осуществления операций с электронными деньгами, устанавливающие порядок обязательной идентификации владельцев, как действующих электронных кошельков, так и открываемых в будущем, существенно осложнили деятельность наркосбытчикам и функционированию вышеупомянутых Интернет-магазинов.

По-прежнему остается актуальным вопрос поступления наркотических средств и психотропных веществ посредствам международных почтовых отправлений, где основными странами поступления являются Китай, Нидерланды, Украина, Канада, Испания.

В рамках реализации мероприятий на РУП «Белпочта» по сопровождению зарубежной почтовой корреспонденции, почтовых отправлений, прибывших в Республику Беларусь, в т.ч. из стран Таможенного союза, либо проходящих транзитом, в истекшем году выявлено 97 почтовых отправлений из России, Украины, Испании с семенами конопли, 8 отправлений со спорами галлюциногенных грибов.

Благодаря проводимой в данном направлении комплексной работе и оперативности принимаемых мер со второго полугодия 2014 г. в республике не зафиксировано случаев выявления в незаконном обороте неподконтрольных «дизайнерских наркотиков».

Значительная работа проделана ведущими республиканскими СМИ по информированию населения о проблемах наркомании, противодействии незаконному обороту наркотиков, злоупотреблениях наркотическими средствами и психотропными веществами.

В целях повышения эффективности проводимой воспитательной работы учреждениями образования используются передовые методики и практики использования различных социально-культурных и культурно-образовательных технологий и моделей современной досуговой деятельности. Реализация разнообразных культурно-образовательных, просветительных и развлекательных мероприятий, акций, творческих проектов способствует сокращению пространства для девиантного поведения, а также препятствует совершению противоправных действий.

Особое значение Министерством образования уделяется профилактической деятельности, которая включает проведение декад правовых знаний, бесед по правовой тематике, тематических информационных часов в учебных группах.

МВД Республики Беларусь напоминает, что незаконные действия с наркотическими средствами или психотропными веществами либо их аналогами в соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь наказываются лишением свободы на срок до 25 лет с возможностью конфискации имущества.


 


 

Подготовили:

Оперуполномоченный отделения по наркоконтролю

и противодействию торговле людьми

ОВД Волковысского райисполкома

Воробей Андрей Леонидович


 

             Что делать в сложной ситуации?            

 Дети, которых не понимают взрослые.

Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определенных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение все: тон, интонация, взгляд, жесты.

Невольно возникает вопрос: как разговаривать с беспокойным ребенком?

  1. Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Терпеть не могу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
  2. Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время, и обязательно поговорите позже.
  3. Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность.
  4. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты - без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.
  5. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
  6. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
  7. Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.


 

ПАМЯТКА

Воспитатель группы учреждения дошкольного образования в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18

1. Обследует все семьи воспитанников группы для составления социально-педагогической характеристики группы, учреждения дошкольного образования.

2. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП.

3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному о социально опасном положении несовершеннолетнего.

4. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения дошкольного образования в социальном расследовании и составлении Индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП и Плана по защите прав  и законных интересов несовершеннолетнего.

5. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник классного руководителя, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.

6. Информирует педагога социального об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.

7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по детям, оказавшимся в социально опасном положении на Педсовет.

8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).

ПАМЯТКА

для педагогов по заполнению справок и актов посещения несовершеннолетнего на дому

Оценка санитарно-гигиенического состояния жилого помещения

Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи и т.и.)

Общий хронический беспорядок (грязь, пыль, паутина, разбросанные вещи)

Плохое состояние квартиры (повреждение входной двери, оборванные обои, разбитые окна, дряхлая мебель, люстры без плафонов и т.д.)

Антисанитарные условия в кухне (грязная, битая посуда, пищевые отходы, пустые бутылки от спиртных напитков, окурки сигарет и т.д.)

Неухоженные домашние животные

Антисанитарное состояние спальных мест (неубранные постели, грязное постельное белье, отсутствие спального места у ребенка)

Отсутствие продуктов питания, необходимых для правильного развития ребенка

Оценка условий воспитания и семейного климата

Отсутствие игрушек, книг, игр

Отсутствие места для игр

Отсутствие необходимой мебели для хранения игрушек, одежды ребенка

Нахождение в доме взрослых в нетрезвом состоянии, чужих посторонних людей

Следы побоев у членов семьи (у взрослых, детей)

Наличие в доме родителей, родственников с тяжелым формами физических и психических заболеваний

Проживание нескольких семей в одной квартире

Недоброжелательное отношение к посетителям

Недоброжелательные, конфликтные отношения между членами семьи друг к другу


http://https://content.schools.by/kr2sad/library/Уважаемые_родители_1.pdf

https://content.schools.by/kr2sad/library/Показатели_неблагополучия_семьи.pdf

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ

СЕМЬЯ  одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования, но не всем удается ее сохранить.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ?

БЬЕТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ?

      Это давно не воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым.

За совершение НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ предусмотрена ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,

в том числе уголовная:

      Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого телесного повреждения (статья 153 Уголовного кодекса, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.

      За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».

      Насилию, сопряженным с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения(наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок) подвергаются примерно 120 потерпевших, и более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).

      Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей.Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

      Не допускайте насилие в любом его проявлении. Помните, каждое преступление обязательно влечет заслуженное и справедливое наказание, а сожалеть о случившемся будет уже поздно.

Остановить насилие в Ваших силах.

https://content.schools.by/kr2sad/library/Семья_и_её_статус.pdf

 НЕ ДОПУСТИТЬ НАСИЛИЯ – СОХРАНИТЬ СЕМЬЮ!

      Все люди имеют право на жизнь БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ – ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

      В подавляющем большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. В супружеских или партнерских отношениях могут присутствовать как все виды насилия, так и некоторые из них. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

      Как не стать жертвой домашнего тирана? Что делать, если в Вашей семье уже имеет место насилие?.

      1. Если сложилась критическая ситуация, то постарайтесь незамедлительно покинуть квартиру.

      2. Попросите соседей, которым Вы больше других доверяете, чтобы они вызывали милицию, если услышат из Вашей квартиры крики.

      3. В случае же, если Вы не можете выйти из квартиры, необходимо:

            - запереться в ванной с телефоном и попытаться вызвать милицию;

            - позвонить друзьям или соседям и попросить их прийти на помощь;

            - открыть окна, попытаться привлечь внимание прохожих;

            - если Вам удалось попасть на лестничную площадку, то звоните во все двери, зовите на помощь. Даже если никто не выйдет, это может остудить нападающего, а у Вас будут свидетели в случае, если вы обратитесь в милицию.

В РЕШЕНИИ  ПРОБЛЕМ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ ВЫ МОЖЕТЕ:

 позвонить  по телефону «горячей линии» 8-801-100-8801 (с 8.00 до 20.00),

 получить юридическую консультацию (с 8.00 до 13.00) и психологическую помощь (с 13.00 до 20.00). Звонок по Республике Беларусь со стационарного телефона бесплатный и анонимный.


 


 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Волковысского района» Отделение социальной адаптации и реабилитации
г. Волковыск, ул. Победы 4 тел. 43468

ВРЕМЕННЫЙ ПРИЮТ В «КРИЗИСНОЙ» КОМНАТЕ
Телефон: 8 (044) 59-59-408
(КОНФИДЕНЦИАЛЬНО, КРУГЛОСУТОЧНО, БЕЗ ВЫХОДНЫХ)
Услуга временного приюта – бесплатная.


 


 


 


 


 


 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Законодательством Республики Беларусь за оставление детей в опасной для жизни ситуации предусмотрена уголовная ответственность:
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ»
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, -
наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, -
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.


 

Мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры!

Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет к жизни родную кровиночку.
В Беларуси ежегодно несколько десятков семей теряют своих малышей в огне. Возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда ребенок ещё полностью не осознаёт всех последствий проявлений огня. Объяснить последствия игр со спичками, зажигалками должны мы, взрослые. При пожаре дети чаще всего пугаются и прячутся. Не умея действовать и не понимая опасности дыма, они спасаются под кроватями, в шкафах. Потренируйте в игровой форме действиям на случай пожара, научите покидать опасное помещение.
Будьте хорошим примером для подражания - соблюдая правила острожного обращения с огнем, эксплуатации печного отопления и электрооборудования, вы научите безопасности своих малышей. Жилые комнаты оборудуйте автономными пожарными извещателями. Это поможет защитить вашу семью и предотвратить трагедию в доме.
МЧС Республики Беларусь

Показатели, используемые педагогами в ходе наблюдения за семьёй, воспитывающей несовершеннолетнего ребёнка 
 
1. Кто привёл ребёнка в детский сад? 
2. Кто забрал ребёнка из сада?
3. Нарушение родителями распорядка работы УДО.
4. Эмоциональное состояние ребёнка (весел, подвижен, активен в общении со сверстниками, агрессивен, расстроен, подавлен, безынициативен, встревожен, замкнут, чрезмерно возбуждён).
5. Яркие проявления эмоционального состояния родителей (раздражительность, замкнутость, отдалённость от жизни ребёнка в саду, грубость).
6. Аппетит ребёнка.
7. Результаты первичного внешнего наблюдения (внешний вид, следы побоев, ссадины, гематомы, синяки, кровоподтёки, травмы).
8. Жалобы ребёнка (на голод, недосыпание, дискомфорт в семье).
9. Обращения родителей к педагогам группы (по вопросам развития ребёнка, его здоровья, с претензиями в отношении воспитателей, родителей других детей).
10. Вовремя ли произведена оплата за сад?
11. Участие родителей в общественной жизни группы.
12. Отсутствие ребёнка в УДО, причины.

Советы родителям:

 как вести себя с ребенком в больнице

Не нужно скрывать от него, что Вы идете в поликлинику на прием к врачу. Иначе малыш будет думать, что раз Вы ему не сказали об этом, значит, с ним там будут делать что-то страшное. Детская фантазия может нарисовать настолько ужасные картины предстоящих осмотров, что лучше подробно рассказать малышу, что и как произойдет с ним в поликлинике. Если ему должны сделать прививку или забор крови - скажите, что ему может быть больно, но совсем недолго.

Детские страхи

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно "вредными" эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется "охранительная" функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.

Если родители часто ссорятся при ребенке.

Существует несколько правил "грамотного" разрешения семейных конфликтов. Лучше, конечно, если они происходят не в присутствии детей. Если это невозможно в силу особенностей вашего самоконтроля, помните, что ни одна ссора не должна затрагивать целостности семьи.

 1. Категорически исключаются обороты, высказывания, касающиеся статуса отца или матери в доме, неспособности одного из них выполнять свои супружеские или родительские обязанности, указания на супружескую неверность и непорядочность в целом, обсуждение альтернативного выбора каждого из супругов ("Если бы я знал, на ком я женился...", "Кто бы мог предполагать, что ты окажешься такой неряхой...", "Еще один такой разговорчик, и ты будешь растить своих деток сам" (вариант - "никогда их не увидишь...")).

 2. Не должно быть переноса упреков на других членов семьи, будь то старшие ("Весь в свою мамочку!", "Чего же еще ожидать, ведь я хорошо знаю свою тещу...") или дети ("Не удивлюсь, если из него вырастет черт знает что!").

 3. Конфликт спровоцирован конкретной причиной, вокруг нее он и должен развиваться. Не следует обобщать небольшую оплошность, возводя ее в ранг смертного греха. Разбил чашку - еще не значит, что растяпа или "руки не оттуда растут", забыл купить продукты - не обязательно "совсем забыл о семье". Упрек должен быть таким, чтобы при желании на него можно было ответить. А как доказать, что "не забыл о семье"? А вдруг в некоторый момент с упреком захочется согласиться?

 4. По возможности свои претензии следует формулировать не в форме "Ты-утверждений", а в форме "Я-утверждений": "Я разочарована, что ты забыл про мой день рождения...", "Я рассчитывал, что ты простишь мне эту задержку заработной платы..." и т. д.

 5. Даже во время ссор не следует выходить за рамки половой роли. Крики, истерики, словесная распущенность - это безобразно всегда, но особенно - если это делает мужчина. Отношения между супругами не могут быть симметричными. Это не подруги и не однокашники. Возражения типа "А ты тоже мне говорила!" не имеют никакого психологического оправдания, потому что мужчины и женщины должны и в ссорах сохранять свое лицо.

 Конечно, лучше не ссориться или ссориться пореже. Но мы не все выбираем в нашей жизни. Семьи эмоционально закрытые, как правило, тоже имеют своих "скелетов в шкафу". И бурные "разборки" имеют свои хорошие стороны. Но помните, что супружеские ссоры - это один из уроков того, как нужно вести себя в семье для ваших детей

(Консультация для родителей)

10 декабря – Международный день защиты прав ребёнка.

        В последнее время мы часто сталкиваемся с информацией связанной с защитой прав детей. Но права ребёнка, в большей степени,  рассматриваются отдельно от его обязанностей. Может, именно поэтому дети протестуют с помощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения к взрослым.

        Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием личности, умеющей принять решение, сделать свой выбор.

        Основной средой накопления личного опыта является семья.

        Как рассказать ребёнку о его правах, не забыв упомянуть и об обязанностях? Приведём вам, как пример, два коротких рассказа по теме, которые можно прочитать или пересказать ребёнку, а затем вместе обсудить их.

Рассказ 1. «Права человека»

        Дима и Денис случайно встретились в выходной день в доме отдыха на берегу пруда. Папа привёл Диму, чтобы научить его плавать. Денис же всю зиму ходил в бассейн, поэтому уже  умел плавать и ему было интересно посмотреть, как будут учить Диму.

         Дима вначале очень боялся. Конечно, у него был плавательный круг, с ним рядом постоянно находился папа, тем не менее он кричал, бил по воде руками и ногами, когда не мог нащупать дна. Денис же вечером с родителями уехал домой. На следующий день Дима уже смелее заходил в воду и наконец смог удержаться на поверхности воды без круга и папиных рук. Он был очень доволен и рад похвале папы.

          В понедельник Денис пришёл в детский сад раньше Димы и тут же рассказал другим детям, как тот смешно махал руками по воде и истошно вопил. Он не видел, что Дима победил страх и сумел научиться плавать. Когда в сад пришёл Дима, дети смеялись и показывали, как он неуклюже барахтается в воде. Диме стало очень обидно. Целый день он был расстроен по этому поводу.

          Каждый человек сам решает, что он хочет рассказать о себе, а что ему совсем не хочется выставлять напоказ. Денис нарушил право Димы на неприкосновенность частной жизни.

Рассказ 2. «Ответственность»

          В воскресенье вся семья Лены поехала на прогулку в лес. Дочка, мама и папа катались на лыжах, смотрели на белок, пили чай из термоса. Вечером, уставшие и довольные, они вернулись домой.

Утром Лена проснулась от громкого кашля – это кашлял папа. Он вчера дольше всех катался на лыжах, вспотел и потом долго шёл без шапки. Мама говорила, что это очень опасно. Но папа лишь весело смеялся. И вот он простыл.

          Мама сделала горячий чай, дала лекарства папе и пошла на работу. Лене она поручила смотреть за тем, чтобы папа пил чай, тепло одевался и не ходил босиком по квартире. Справиться было трудно – папа постоянно забывал о чае и тапочках, но девочка помнила о поручении мамы. Когда мама вернулась вечером с работы, папа уже спал. Болезнь его отступила.

          Как ты думаешь, справилась ли Лена с маминым поручением? Можно ли её назвать ответственным человеком и поручить любое дело?

         Похожие истории можно сочинить самому.

Характер ребёнка зависит от Вас.

 Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами".

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру "Называем все вокруг" с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре "Разведчики"). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.